Черно-белая фотография природы

Введение в черно-белую фотографию природы

Что делает черно-белую фотографию хорошей? Почему нужно учиться снимать в черно-белом, если можно просто изменить цветовую схему при постобработке? Зачем вообще снимать черно-белое, если яркие цветные фотографии выглядят потрясающе? Для начала ответим на последний вопрос — цветные фотографии бывают скучны. Их яркие цвета могут «цеплять», радовать глаз, но потом Ваши глаза быстро привыкают и понимают, что больше ничего не нужно искать на фото и Вы спешно движетесь дальше. Эффектная черно-белая фотография зависит от формы, текстуры, линий, контраста, тональности и композиции и это привлекает зрителя. Без ярких цветов, чтобы привлечь зрителя, фотограф снимающий в ч/б либо овладевает принципами композиции либо гибнет. Съемка в черно-белом режиме — отличный способ улучшить Ваши навыки фотографии. Черно-белая фотография природы — давайте начнем с нее.

Наши глаза видят в цвете

Это правда до некоторой степени. В ярком свете фоторецепторы наших глаз регистрируют цветовую информацию. Но отправьтесь в темное помещение или на ночную прогулку и Ваши фоторецепторы больше не будут видеть цвет, они начинают распознавать контраст, форму и движение. Таким образом мы уже запрограммированы видеть принципы черно-белой фотографии — форма, текстура, линии и контраст.

Форма

Форма хорошо работает, когда на Вашей фотографии есть большой/преобладающий элемент композиции.

Черно-белая фотография природы

Текстура

Текстура формируется контрастом и меняющейся тональностью черного и белого, а затем повторяется для создания текстуры. Некоторые текстуры мы находим приятными, например мех. Другие дают противоположный эффект, например, кактусовые иглы.

Черно-белая фотография природы

Линии

Линии «ведут» нас, чтобы наши глаза двигались по созданной автором композиции и мы не «застревали» в одном месте.

Черно-белая фотография природы

Когда я рассматриваю этот снимок, мой взгляд сначала идет по стволу дерева, затем поднимается по ветке, к взгромоздившейся на нее, птице; птица смотрит вправо и это перемещает взгляд к вершине второй ветки справа, откуда он перемещается по этой ветке вниз к основанию, туда, откуда я начинала смотреть и начинается новый круг. Это занимает мгновение, но заставляет зрителя остановиться и посмотреть. Составление «карт движения глаз» — это отличный способ узнать о композиции — посмотрите на Ваши любимые черно-белые снимки и как Вы на них смотрите — на хорошей фотографии Ваш взгляд будет все время перемещаться.

Если линии повторяются, они могут формировать узоры, что может создать текстуру. Прямые или искривленные линии, соединяющиеся вместе, могут создавать формы.

Контраст

Тут наверно не нужно специальных определений. Достаточно сказать, что высококонтрастные изображения дают непростое, может быть суровое впечатление от фотографии. Низкоконтрастные изображения имеют более мягкий эффект — когда нет резких пересечений темного и светлого снимок выглядит более гладким и успокаивающим глаз.

Черно-белая фотография природы

Черно-белая фотография природы

Тональность

Тональность относится к диапазону тонов в изображении — сколько оттенков от безликого черного до бесцветного белого. Снимок с птицей на ветке имеет очень ограниченный тональный диапазон, только черный и белый. Снимок пейзажа выглядит контрастным из-за сопоставления светлых и темных линий, однако на самом деле, он имеет один из самых полных тоновых диапазонов — здесь хорошо представлены оттенки от черного до белого. Количество тонов на Вашем снимке не делает его плохим или хорошим. Это неправда, что хороший черно-белый снимок содержит полный диапазон оттенков. Если Вы понимаете как это работает, то можете «играть» с этим. Это лишь Ваше художественное решение. Ваше представление о том, как должен выглядеть конечный результат — темный и удручающий или мягкий и умиротворяющий.

Композиция

Хорошая композиция важна как для черно-белых фотографий, так и для цветных. Единственное отличие в черно-белом — вместо использования контрастных и/или дополняющих цветов для предания баланса композиции (или дисбаланса, если это наша цель), мы должны использовать вышеупомянутые элементы (форма, текстура, линии, контраст и тональность), чтобы составить композицию для нашего снимка.

Черно-белая фотография природы

Давайте проанализируем фотографию выше. Наши глаза устроены так, что обращают внимание в первую очередь на яркие объекты или острые предметы. В этом случае сломанная мертвая сосна справа и две осины слева, самые яркие объекты снимка, привлекают наш взгляд. Эти формы создают параллельные линии, которые стимулируют наш взгляд двигаться вверх и вниз по каждому стволу. Горизонтальные ветви сосны помогают движению взгляда вправо и влево.

Черно-белая фотография природы

А на этой фотографии все довольно минималистично. Не так много мест где «разгуляться» взгляду. Вверх, вниз по дереву, затем вправо и влево по горизонту. Одна основная форма — одинокая сосна. Огромное пустое небо справа от сосны уравновешивает «вес» дерева с точки зрения композиции. В этом случае, отсутствие других деревьев подразумевает чувство независимости. Или это может показаться одинокой фигурой.

В заключении

Хорошим черно-белым фотографиям не нужны все-все элементы, о которых мы говорили выше. Выбирайте только те элементы, которые подходят для Вашего сюжета. А новичкам в фотоискусстве, я настоятельно рекомендую, начать снимать именно в черно-белом режиме, чтобы не отвлекаться на цвет, а сосредоточиться на композиции.

Удачи!

Об авторе

Мария Кин

Просмотреть все сообщения